Экспертное мнение

Ближе к 1 июля – больше конкретики

По мере приближения этой важной даты появляются документы и разъяснения, которые детализируют механизм предстоящих изменений в организации закупок по Федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. И хотя эта детализация носит общий, внеотраслевой характер, принимаемые нормативно-правовые акты, безусловно, окажут существенное влияние на бюджетный оборот лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Константин Петухов
Директор Института технологии экономического развития, бизнес-тренер, сертифицированный преподаватель ЭТП "РТС-Тендер".


Давайте разберем несколько свежих новостей и попытаемся оценить их влияние на рынок.
Во-первых, Минфин наконец-то опубликовал перечень банков, которым будет позволено предоставлять участникам рынка банковские гарантии для обеспечения подачи заявки и обеспечения исполнения контракта, заключенного по 44-ФЗ. С перечнем можно ознакомится по этой ссылке.
По данным на 7 июня перечень содержит 169 банков, что почти в два раза меньше, чем было в перечне, составленном по старым правилам. Безусловно, все крупные участники рынка банковских гарантий, такие, как Сбербанк, ВТБ, Райффайзенбанк, остались в перечне, однако их политика в области выдачи гарантий достаточно консервативна, а цены – недешевы. В результате изменения подхода к составлению перечня ушли мелкие игроки, которые принимали решение о выдаче быстро (пресловутая банковская гарантия за 1 день), и цены у которых существенно отличались от стоимости услуг лидеров в меньшую сторону. В результате услуга подорожает, и получить ее начинающим компаниям без положительного финансового бэкграунда станет сложнее.
Во-вторых, начала проясняться ситуация со спецсчетами, которые тендерные продавцы должны будут открывать в уполномоченных банках, чтобы с 1 июля осуществлять там резервирование средств для обеспечения подачи заявки на участие в электронных закупках. Правительство опубликовало Постановление от 30.05.2018 № 626 "О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета…», с текстом которого можно ознакомиться по ссылке
Основные моменты Постановления:
1. Спецсчета будут иметь право открывать банки, включенные в перечень, который должно подготовить Правительство. Поскольку требования к этому перечню носят более строгий характер, чем требования к перечню банков, которым разрешено выпускать банковские гарантии, очевидно, что эти два перечня совпадать не будут. Понятно, что ВТБ и Сбербанк войдут в оба списка, а вот по другим банкам есть вопросы. Например, в перечне банков, которым Центробанком позволено хранить компенсационный фонд саморегулируемых организаций в сфере строительства, всего 14 банковских учреждений. Есть ощущение, что порядок числа банков, которым разрешат открывать спецсчета, будет примерно таким же.

2. Если участник закупки по 44-ФЗ уже имеет счет в банке из перечня, проблем, похоже, быть не должно. Просто надо заключить с банком допсоглашение к договору банковского счета, и спокойно продолжать работать дальше. А вот если участник обслуживается в небольшом банке, который точно не войдет в перечень, то, возможно, уже сейчас, не дожидаясь публикации перечня, стоит подумать насчет открытия дополнительного счета в Сбербанке или ВТБ.

3. Предусмотренная 44-ФЗ возможность обеспечения подачи заявки банковской гарантией откладывается до 1 января 2019 года.
Кстати, напомню, что обеспечение подачи заявки с 1 июля 2018 года требуется только для закупок с начальной максимальной ценой, превышающей 1 миллион рублей. Данная норма введена постановлением Правительства от 12.04.18 №439
В 44-ФЗ указано, что обеспечение устанавливается с НМЦК 5 миллионов рублей, если Правительство не установит иную границу. Так вот, Правительство своим постановлением опустило планку до 1 миллиона.
Третья новость, которая, вроде бы, не имеет прямого отношения к организации закупок, но может в перспективе серьезно повлиять на фармрынок – это появившаяся в Государственном реестре лекарственных средств дополнительная информация о референтных и взаимозаменяемых препаратах. В частности, у многих взаимозаменяемых препаратов появилась ссылка на референтные.
Возможно, это следы работы, которую проводит Минздрав в рамках Дорожной карты развития конкуренции в здравоохранении (распоряжение Правительства от 09.01.2018 №9р), согласно которой к июню 2018 года должен быть сформирован официальный перечень референтных препаратов.
К сожалению, Дорожная карта умалчивает о назначении такого перечня. Один из вариантов использования данных о референтности и взаимозаменяемости можно предположить, если вспомнить о проекте постановления Правительства о пересмотре предельных зарегистрированных отпускных цен, который появился в августе 2017 года. Согласно проекту, перерегистрацию цен планировалось проводить в два этапа и начинать именно с референтных препаратов. Так что возможно, мы сейчас наблюдаем подготовку к этому мероприятию, которое, если будет проведено, серьезнейшим образом переформатирует рынок бюджетных продаж лекарственных препаратов.


Запишитесь на тренинг Константина Петухова