Экспертное мнение

Аналитический обзор рынка тендерных закупок детского и лечебного питания

по итогам 2020-2022гг.


Людмила Баландина
Руководитель отдела стратегического
развития

Представляем вашему вниманию обзор рынка тендерных закупок детского и лечебного питания по итогам 2020-2022гг.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЁТОВ

  1. Расчёты основаны на данных ИАС HWC «Мониторинг тендерных закупок детского и лечебного питания»;
  2. База формируется на основе информации о закупках детского, лечебного, энтерального и зондового питания, сухих и жидких смесей без каш (йогурты, кремы, сгущённые продукты приравнены к жидким формам выпуска);
  3. Период проведения аукционов – с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года. Временные интервалы построены по дате проведения аукциона;
  4. Основой для формирования базы тендеров является сайт zakupki.gov и независимые площадки;
  5. Объёмы закупок рассчитываются по информационных полям «Начальная максимальная цена лота» (НМЦ) и «Цена Победителя по протоколу»;
  6. Принятые сокращения и обозначения:

НМЦ – начальная максимальная цена при публикации аукциона

Цена победителя – финальная стоимость поставки в рамках аукциона, предложенная участником-победителем. Имеет положительно значение для завершённых аукционов и нулевое - для отменённых.

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО ГРУППАМ ПРОДУКЦИИ, 2022г.

Headway Company ведёт регулярный мониторинг объединённых рынков детского и лечебного питания, поскольку часто продукты разыгрываются в рамках одних и тех же аукционов, большинство производителей выпускают линейки продукции для разных сегментов и существует большая разница в описании сегментов, принятых у разных партнерских компаний.

В настоящем обзоре учтены жидкие и сухие смеси (без каш) и проводится такое условное деление продуктов:

-Детское питание – дополнительное питание для здоровых детей

-Лечебное питание – питание для детей и взрослых, которое показано для пациентов с различными заболеваниями, в том числе и орфанными

-Специализированное детское питание – питание для детей с различными функциональными нарушениями и нарушениями пищеварения (антирефлюксное, антиаллергенное, низколактозное, для недоношенных детей и т.д.), питание для беременных

-Питание для пациентов с фенилкетонурией

-Энтеральное и зондовое питание для ослабленных и постоперационных пациентов, пациентов с диабетом и т.д.

Для детального анализа каждого сегмента формируется отдельная выборка по конкретному перечню торговых наименований.

ОБЪЁМЫ ЗАВЕРШЁННЫХ АУКЦИОНОВ


В 2022 году общий объём рынка в денежном выражении вырос на 33% по сравнению с показателями 2021 года, при этом в 2021 году наблюдалось небольшое снижение объёмов закупок, возможно, это связано с перераспределением части закупок детского питания между декабрём-январём 2020-2021гг. Относительно 2020 года прирост в 2022 году составляет 15%.


Наибольшими темпами растёт сегмент продуктов питания для пациентов с ФКУ и сегмент энтерального питания, на котором наблюдается устойчивый ежегодный рост.


ДИНАМИКА ПО ГРУППАМ ПРОДУКЦИИ, 2019-2022гг.

ФКУ: ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ - ДОЛИ РЫНКА 2022г.

Безусловным лидером рынка является ЗАО «Инфаприм» с долей в 34% в «деньгах» и 43% в «килограммах». Второе место занимает компания «Nutricia», у неё соответствующие доли 33% и 27%.

Для компаний «Nutricia» и «Hero Espana» доля рынка в денежном выражении выше, чем в натуральном, что свидетельствует о более высокой стоимости продуктов. Для компаний «Инфаприм» и «Dr.Shar» характерна более низкая стоимость и обратное соотношений долей рынков.

ФКУ: ДОЛИ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ 2020-2022гг.

ФКУ: ТОП-10 БРЕНДЫ, ТОП-15 ПОСТАВЩИКИ 2022г.

СБКС+ВМК: БРЕНДЫ, ТОП-15 ПОСТАВЩИКИ 2022г.

ЭНТЕРАЛ: ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ - ДОЛИ РЫНКА 2022г.

Безусловным лидером рынка является компания «Nutricia» с долей в 34% в «деньгах» и 25% в «килограммах». Второе место занимает ЗАО «Инфаприм», у него соответствующие доли 18% и 23%. Компании «Fresenius Kabi» и «Nestle» находятся на 3-4 местах по объёмам денежных средств, но «Nestle» уступает 4 позицию компании «B.Braun» по объёмам в натуральном выражении. Эта разница связана с ориентацией «Nestle» на производство высокостоящих сухих смесей в противовес большому ассортименту жидких и недорогих продуктов «B.Braun».

ЭНТЕРАЛ: ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ - ДОЛИ РЫНКА 2022г.

На рынке готовых жидких продуктов в натуральном выражении в 2022 году лидирует компания «Fresenius Kabi», но в денежном выражении она уступает компании «Nutricia». Компании «B.Braun» и ЗАО «Инфаприм» имеют примерно одинаковый денежный оборот в 2022 году, но в объёмах закупок ЗАО «Инфаприм» превосходит «B.Braun» на 5%.

В сегменте сухих смесей совсем нет продуктов компании «B.Braun», а компания «Fresenius Kabi» имеет долю менее 1%. Лидером является компания «Nutricia». ЗАО «Инфаприм» и «Nestle» имеют похожие объёмы продаж в натуральном выражении, но в «деньгах» доля ЗАО «Инфаприм» существенно ниже за счёт более низких цен на продукцию.

ЭНТЕРАЛ: ДОЛИ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ 2020-2022гг.

ЭНТЕРАЛ: ТОП-15 БРЕНДЫ, ТОП-15 ПОСТАВЩИКИ 2022г.

+7 (499) 670-40-40
total@hwcompany.ru
109431, Москва, ул. Привольная, д.70
БЦ «Жулебино», 7 этаж