Директор Института технологии экономического развития, бизнес-тренер, сертифицированный преподаватель ЭТП "РТС-Тендер".
Лето заканчивается, наступает пора цикловых совещаний. Думаю, самое время рассказать о том, что произошло в госзакупках лекарственных препаратов за лето, а также - что нас ждет осенью. Глядишь, кому и пригодится при выступлении на цикловике.
Как это часто бывает, самая главная новость – о том, что не случилось. Так и не появилась исправленная версия единого справочника-каталога лекарственных препаратов, известная под аббревиатурой ЕСКЛП 2.0
Напомню, впервые о том, что готовится новая версия ЕСКЛП, в которой будут исправлены недостатки действующей версии, в том числе, внесены отсутствующие данные по препаратам и скорректированы референтные цены, было заявлено на февральском совещании в Минздраве.
Однако, прошло уже почти полгода, а ЕСКЛП 2.0 так и не появился.
Мало того, перестала обновляться текущая версия ЕСКЛП – последнее обновление датировано 28 мая. А это значит, что в III квартале 2019 года больше не существует референтных цен, поскольку те цены, которые были опубликованы в майской версии, действовали до 1 июля, до конца II квартала.
Тем не менее, в регионах часть заказчиков по-прежнему использует эти недействующие референтные цены при обосновании (и увеличении) НМЦК, опасаясь, во-первых, штрафов за нарушение порядка обоснования НМЦК, а во-вторых, что куда более серьезно, обвинений в неэффективном расходовании бюджетных средств.
Однако, думаю, на сегодняшний момент эти опасения абсолютно беспочвенны, референтных цен нет, и заказчик, в случае, если первая закупка была признана несостоявшейся, смело может использовать п. 9 приказа Минздрава №871н, согласно которому начальная максимальная цена при следующей закупке ЖНВЛП может быть установлена не выше максимальной предельной зарегистрированной отпускной цены, содержащейся в ГРЛС, плюс оптовая надбавка и НДС.
С необновлением ЕСКЛП связана еще одна проблема, касающаяся как производителей и поставщиков, так и заказчиков – старая версия ЕСКЛП не содержит некоторые торговые наименования, а также часть лекарственных форм и дозировок, зарегистрированных в ГРЛС. Соответственно, этих данных нет и в каталоге товаров, работ, услуг (КТРУ), размещенном на сайте zakupki.gov.ru, а значит, у таких препаратов нет кода КТРУ.
Это вызывает у некоторых заказчиков затруднения в стиле: «я не могу закупить этот препарат, у него нет кода»
Считаю, что эта проблема надуманная. В п. 7. «Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», содержащихся в ПП РФ от 08.02.2017 № 145 четко сказано:
«В случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2)»
Итак, если у товара нет кода КТРУ, заказчик просто использует соответствующий код ОКПД2, добавляя в описание товара необходимые характеристики.
Из прочих новостей – постепенное вступление в силу изменений, внесенных в 44-ФЗ Федеральными законами от 01.05.2019 № 70-ФЗ и № 71-ФЗ, но об этом я уже рассказывал в предыдущей статье, поэтому не буду повторяться.
Остановлюсь только на двух моментах:
Первый – курьезный. Я столкнулся с тем, что отдельные заказчики стали требовать гарантию на поставку лекарственных препаратов и, соответственно, обеспечение гарантийных обязательств деньгами или банковской гарантией.
Считаю такой подход нонсенсом. Лекарственные препараты – это не машины и оборудование, гарантийным обязательством в случае лекарств является остаточный срок годности, а точнее, информация о нем, содержащаяся в серии лекарственного препарата. И ответственность за годность препарата несет, во-первых, производитель, а, во-вторых, заказчик, который осуществляет хранение препарата, но никак не поставщик.
Второй момент куда более серьезный, несущий потенциально большие риски для производителей и поставщиков. Я имею ввиду контракты без фиксированного объема, заключение которых на поставку лекарственных препаратов будет возможно с 1 октября 2019 года.
С этого момента заказчик, заключив такой контракт, будет вправе в любой момент объявить его исполненным и отказаться от дальнейших поставок. Понятно, что это может принести существенные убытки как производителю, зарезервировавшему партию товара под этот контракт, так и поставщику, проплатившему эту партию.
Что делать в такой ситуации, если заказчик не открывает карты и не сообщает о своей полной потребности в товаре, выбирая его по заявкам малыми партиями?
Интересный, хотя и рискованный вариант решения проблемы предложил в своей статье на Информационном портале закупок В.В. Дон. Он обращает внимание на то, что контракт без объема, согласно п. 1 ст. 429.1 ГК РФ, представляет собой рамочный договор или договор с открытыми условиями. А поставка по такому договору требует согласования сторон договора. Подчеркиваю, обеих сторон, как заказчика, так и поставщика. То есть поставщик просто может не согласовать поставку по заявке заказчика и будет юридически прав. Однако, отношения при таком подходе будут, мягко говоря, слегка испорчены, так что этот метод, повторюсь, довольно рискованный. Лучше, конечно, как-нибудь договориться с заказчиком. Но вот только не всегда получается…
Ну и последнее. Осенью, очевидно, будет принят новый пакет поправок в 44-ФЗ. Тут и электронные платные жалобы, и отмена запроса предложений, и введение единой банковской гарантии, и запрет на участие в торгах организаций, имеющих недоимки по НДФЛ.
В общем, похоже, осенью скучно не будет. А будет интересно.